Грузовой автомобиль ГАЗ-66 повышенной проходимости

Грузовой автомобиль ГАЗ-66 повышенной проходимости

ГАЗ-66, в просторечии «шишига», «шишарик», — советский грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью 2,0 т и кабиной над двигателем. Наиболее массовый полноприводный двухосный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР и России в 1960-90-х. Конструктор машины — А. Д. Просвирнин.

Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-62, выпускавшегося в 1958—1962 гг. и преемник 2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Серийное производство ГАЗ-66 развернуто с июля 1964 года. В 1968 году грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах (66-01 и модификации). В 1966 году удостоен золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве. В 1967 году удостоен золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге. В апреле 1969 ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря.

ГАЗ-66 представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Легендарная проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах (для чего диски имеют особую конструкцию). Автомобиль имел двигатель V8, снабжённый предпусковым подогревателем ПЖБ-12.

Важная особенность этого автомобиля — сбалансированное расположение центра тяжести и компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках, так как приземляется сразу на все колёса и спускается без завала кабины. Однако, ограниченный жилой объём кабины оказался смертельно опасен для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66, начиная с 1980-х, выводился из состава боевых частей в Афганистане. В 90-х ГАЗ-66 массово списывался из строевых частей.

ГАЗ-66 характеризуется неординарным расположением органов управления, в частности рычаг коробки перемены передач расположен справа-сзади от водителя.

ГАЗ-66, помимо использования в сельском хозяйстве, приняли на вооружение Советской армии, после развала СССР большое количество ГАЗ-66 стали использовать в Российской армии, в основном в ВДВ.

В 1995 году массовое производство ГАЗ-66-11 с модификациями было прекращено. Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено 965 941 автомобилей семейства ГАЗ-66.

Модификации:
ГАЗ-66-1 (1964—1968) — базовая модель без централизованной системы подкачки воздуха в шины
ГАЗ-66А (1964—1968) — с лебёдкой
ГАЗ-34 — опытный образец с колёсной формулой 6х6
ГАЗ-66Б (с 1966) — авиадесантный вариант с телескопической рулевой колонкой, складной крышей и откидной рамкой стекла
ГАЗ-66Д (1964—1968) — шасси с коробкой отбора мощности
ГАЗ-66П — седельный тягач (опытный)
ГАЗ-66Э (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-01 (1968—1985) — базовая модель с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах
ГАЗ-66-02 (1968—1985) — с лебёдкой
ГАЗ-66-03 (1964—1968) — с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-04 (1968—1985) — шасси с экранированным электрооборудованием
ГАЗ-66-05 (1968—1985) — с экранированным электрооборудованием и лебедкой
ГАЗ-66-11 (1985—1996) — модернизированная базовая модель
ГАЗ-66-12 (1985—1996) — с лебёдкой
ГАЗ-66-14 (1985—1996) — шасси с экранированным электрооборудованием и коробкой отбора мощности
ГАЗ-66-15 (1985—1996) — с экранированным электрооборудованием и лебёдкой
ГАЗ-66-16 (1991—1993) — модернизированый вариант с мотором ЗМЗ-513.10, усиленными шинами (колеса - односкатные), доработанными тормозами, платформой без надколесных ниш (впоследсттвии устанавливалась также на ГАЗ-66-11 и ГАЗ-66-40); грузоподъемность 2,3 т
ГАЗ-66-21 (1993—1995) — народнохозяйственная модификация с двухскатной ошиновкой заднего моста и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмность 3,5 т
ГАЗ-66-31 — шасси для самосвалов
ГАЗ-66-41 (1992—1995) — с безнаддувным дизелем ГАЗ-544
ГАЗ-66-40 (1995—1999) — с турбодизелем ГАЗ-5441
ГАЗ-66-92 (1987—1995) — северный
ГАЗ-66-96 — шасси для вахтовых автобусов

Экспортные:
ГАЗ-66-51 (1968—1985)
ГАЗ-66-52 (1968—1985) — с лебёдкой
ГАЗ-66-81 (1985—1995) — для стран с умеренным климатом
ГАЗ-66-91 (1985—1995) — для стран с тропическим климатом

Специализированные:
АП-2 — автоперевязочная, основная транспортная единица медицинского пункта полка.
АС-66 — санитарный автомобиль, предназначенный для эвакуации раненых.
ДДА-2 — дезинфекционно-душевая установка, используется в войсковых (иногда в гражданских) санитарно-эпидемиологических подразделениях.
ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 — фургоны «Почта» «Хлеб» и «Медикаменты».
МЗ-66 — маслозаправщик.
3902, 3903, 39021, 39031 — передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике.
2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 — передвижные клиники.
НЗАС-3964, Волгарь-39461 — вахтовые автобусы
ГАЗ-САЗ-3511 — самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Саранск).
ГАЗ-КАЗ-3511 - самосвал сельскохозяйственного назначения на шасси ГАЗ-66-31 (сборка - Бишкек, Киргизия).

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
» » Грузовой автомобиль ГАЗ-66 повышенной проходимости